Поведение на собеседовании, ответы на стандартные и нестандартные вопросы
интервьюеров — это отдельная крупная тема, касающаяся стратегии трудоустройства.
А для начала запомните — работодателя интересуют не только Ваши опыт и умения,
но и Ваша личность. Невоспитанному, непунктуальному, неаккуратному,
необязательному, неуверенному в себе кандидату работу найти гораздо сложнее.
— Придя в офис, будьте со всеми вежливы и терпеливы.
— Никогда не показывайте своему интервьюеру, что Вы, к примеру, прождали его в
приемной полчаса или даже больше. Ему позволительно опаздывать, Вам — нет, как
бы это ни казалось несправедливым. Чтобы в самые первые секунды встречи Вас
восприняли наилучшим образом, существует несколько простых приемов. Улыбнитесь,
но не перебарщивайте. Работодатели не любят нарочитости, заискивающего взгляда,
излишней поспешности и услужливости. Первые слова, которые Вы должны произнести,
это: "Спасибо, что встретились со мной". Эта дань вежливости обязательно
произведет нужный эффект.
— Возьмите с собой что-либо почитать на случай возможного ожидания. Лучше если
это будет деловая пресса (или учебник). Идеальный вариант — если у Вас будет
возможность почитать о компании. Можно попросить проспект компании у секретаря.
— Добросовестно заполняйте все анкеты и формуляры, которые Вам предложат.
— Представьтесь в начале собеседования, желательно с визитной карточкой.
Поинтересуйтесь, как зовут собеседника. Если Вас кому-либо представят, приложите
все усилия, чтобы правильно услышать и запомнить имя этого человека (лучше всего
записать). Можно спросить: "Вы не будете против, если я буду фиксировать
некоторые моменты нашего общения?". Если Вы сразу сможете обратиться к
собеседнику по имени, это произведет благоприятное впечатление. Переспрашивание
же обнаружит излишнюю нервозность.
— Важно выяснить продолжительность интервью и придерживаться оговоренного
времени. Это поможет правильно распределить время между ответами и вопросами,
определить степень подробности ответов.
— Внимательно выслушивайте вопросы, не перебивайте.
— Если Вы не уверены, что поняли вопрос, не стесняйтесь уточнить ("Правильно ли
я понял, что…").
— Отвечайте по существу, избегайте многословия.
— Отвечая, будьте объективны и правдивы, но не слишком откровенничайте.
— Столкнувшись с необходимостью давать о себе негативную информацию, не
отрицайте фактов, которые соответствуют истине, но обязательно старайтесь
сбалансировать их позитивной информацией о себе.
— Держитесь с достоинством, старайтесь не производить впечатление неудачника или
бедствующего человека.
— Если Вам предложат задать вопросы, обязательно задавайте.
— Задавая вопросы, интересуйтесь содержанием работы и условиями успешного ее
выполнения.
— Избегайте на первом собеседовании обсуждения вопросов оплаты труда.
— Обязательно уточните, как Вы узнаете о результате, постарайтесь обговорить
право позвонить самому.
— Завершая собеседование, не забудьте об обычных правилах вежливости,
поблагодарите за уделенное Вам время.
Никогда:
— Не приводите с собой знакомых, друзей и пр.
— Не курите, не ешьте и не жуйте жевательную резинку.
— Не оставляйте на носу солнцезащитные очки, зайдя в помещение.
— Не приносите с собой продовольственную сумку или сумку для спортивного
снаряжения.
— He занимайтесь макияжем и разглядыванием себя в зеркальце пудреницы, ожидая
интервью. Если придирчивая проверка необходима, выйдите в туалетную комнату.
— Не "отфутболивайте" секретаря, если он пытается завести с Вами разговор.
— Не терзайте того же секретаря, если он "не догадался" начать разговор с Вами.
— Не просите воспользоваться телефоном в приемной.
— Не насвистывайте, не напевайте себе под нос и не шуршите бумагой.
— Не отгораживайтесь от всего с помощью плеера.
— Не читайте книгу или журнал, обложка которых может заставить кого-нибудь из
присутствующих удивленно поднять бровь.
— Не ведите из приемной личных разговоров по мобильному телефону. Лучше сказать,
что Вы перезвоните.
Если Вам отказали
Для Вашего личностного развития важно понять причину отказа. Самый простой
вариант — перезвонить менеджеру и уточнить. Необходимо понять, Вам отказали,
т.к. нашли кандидата, более подходящего для данной должности, или же Вы не
соответствуете требованиям к должности, корпоративной культуре компании и пр.
Формулировка вопроса должна быть вежливой. Например: "Добрый день, Ирина. Вам
удобно сейчас разговаривать? Вам звонит Иван Иванов, я проходил с Вами интервью
на должность системного администратора, мне пришел отказ. Я понимаю, что Вы
очень заняты, но прошу уделить мне минуточку и рассказать о причинах отказа, для
меня это будет очень ценная информация на будущее".
Какую пользу Вы можете извлечь из собеседования, даже если Вам отказали:
— Вы получите опыт проведения переговоров и "продажи" себя.
— Сможете получить обратную связь от менеджера по персоналу, оценить
адекватность своих ожиданий.
— Установите личный контакт с менеджером по персоналу, который может пригодиться
в будущем.
— Получите информацию о компании, рынке, отрасли, которую сложно получить из
других источников.
— Ваше резюме попадет в базу анкет компании и к Вам могут обратиться позднее.